free templates joomla

Ромове - жемчужина в янтарном ожерелье прусской истории

 

Вот балтийская сага, послушай Эльмида!
Высоко на зелёном предгорье Самы,
над янтарным морем, спокойным с виду,
выдвигается холм, богатый лесами…
А когда-то, во времена сокровенны,
веселились здесь боги со смертными вместе,
там где высился мощнейший дуб Ромовены.
Людвиг Реза «Балтийская сага»

Ромове – место по-настоящему потрясающее. Великолепнейший природный ландшафт – вид с вершины холма такой, что просто дух захватывает, интереснейшая история и энергия этого места, которую ощутил на себе каждый, кто его посетил, -  притягивают людей, заставляют их возвращаться вновь и вновь.

Святилище Ромове располагается на живописном южном берегу реки Витушки в пределах древнейшего в земле пруссов дружинного региона, у современного поселка Липовка (нем. Грюнвальде) Мамоновского городского округа Багратионовского  района Калининградской области.

Ромове находится на стыке земель двух культур - прусской и германской. Эти две культуры, их соседство и противоборство до сих пор являются предметом живого интереса многих людей, которые спустя века заселили эту территорию по итогам Второй мировой войны.  Прусская и германские культуры неразделимо связаны с нашей областью: особенность нашей области именно в прусских и германских периодах её истории. Истории противоречивой, загадочной, но манящей.

Ромове-Рикойто (Рикойто прусское - "место пребывание господ") был последним дохристианским духовным центром Европы, единым местом культа и административной власти для всех пруссов, основанным  в V в. н. э. легендарными прусскими вождями братьями Брутеном и Видевутом. Через это место проходил янтарный путь, доставлявший в Римскую империю из Прибалтики солнечный камень, о котором Л.Реза писал так:

…Солнцем рождённый камень! Ты втрое
станешь счастливее, им завладев!
В княжеской должен сверкать он короне
И полыхать в волосах юных дев.

Совсем рядом с Ромове, на берегу Калининградского (Вислинского) залива, находится широкоизвестное многим калининградцам и жителям области  место – замок Бальга, первый орденский замок  на территории Калининградской области. Бальгу давно стали частью большинства туристических маршрутов и излюбленным местом отдыха жителей и гостей области, Ромове пока не так известно, хотя его история намного богаче.

По мнению руководителя Балтийской археологической экспедиции В.И. Кулакова археологический объект, городище Липовка, является колыбелью прусской культуры (прибрежная часть Натангии от острова Гепедойос (ныне – Эльблонгская возвышенность) до р. Витушки).

Святилище Ромове находилось именно в этом месте, а уже позднее это было перенесено пруссами восточнее, в пределы земли Надровии1.

К.Н. Скворцов, научный сотрудник института археологии РАН, старший научный сотрудник сектора археологии Историко-художественного музея, уверен, что на «данной священной земле (terra sacra) было поселение, которое датируется примерно ΙV-VΙ веками нашей эры (эпоха поздней бронзы-раннего железа). Это было выявлено в ходе исследований разрушенных братских захоронений немецких танкистов у подножия Кирхенберга. Сама излучина является священным местом, где проводились обряды и куда входили только жрецы, святая святых храма, а место, где проживали жрецы – это место, которое именуется городищем.

Хронист Симон Гринау в 1529 г. так описывал главное святилище пруссов Ромове: «Большой, толстый, мощный, высокий дуб… в котором находились изображения  богов… был всегда зелёным весной и летом и сверху был настолько широк и высок своей кроной, что дождь не проникал через неё, и вокруг него в одном-трёх шагах были растянуты прекрасные полотнища, за которые не мог ступить никто, кроме Кривайто и высших жрецов-вайделотов, но когда приближался кто-то иной, полотнища плотно задёргивались. И (ветви) дуба разделялись на три части, в которых как в неких нерукотворных окнах, стояли (изображения) богов, имевшие перед собой свои символы»2

Ниже представлены изображения Ромове в книге К. Хартноха «Старая и новая Пруссия»; прусских богов старости, смерти, подземного мира Патолло, грома и молний Перкуно, молодости, цветения, источников и рек Потримпо (слева направо); шапки Криво-Кривайтиса (по печати фогта Самбии; прусского  жертвоприношение (по Х.Г. Поделю).

 

 Изображение Ромове в книге К. Хартноха «Старая и новая Пруссия» 1684г.Изображение Ромове в книге К. Хартноха «Старая и новая Пруссия» 1684г.


Шапка Криво-Кривайтиса (по печати фогта Самбии, 1327 г.


Прусское жертвоприношение (по Х.Г. Поделю)


Изображение прусских богов старости, смерти, подземного мира Патолло, грома имолнии, Перкуно, молодости, цветения, источников и рек Потримпо

 

Часто в символе встречаются изображения кривули, посоха, дерева  который имеет определённую петлеобразную структуру. Петля для древних пруссов есть символ, как и спираль, символ бесконечности, бессмертия. В этом месте река делает огромнейшую петлю, образуя вот этот участок земли с огромной горой, который вполне мог восприниматься как священный.

Совсем недалеко от Ромове, в городе Ладушкин растёт старейшее дерево Калининградской области  -  уникальный памятник природы, 800-летний Грюнвальдский дуб.

В г. Ладушкин успешно реализуется  социально-культурный проект «Организация и проведение народного семейного праздника «День Грюнвальдского Дуба». Праздник «День Грюнвальдского Дуба» в этом году планируется провести 8 июня. «День Грюнвальдского Дуба» позволит создать в Ладушкине традиционный фестиваль, который не только  объединит на основе культурных традиций жителей города и представителей некоммерческих организаций, но и привлечет в наш регион туристов из стран Европы.

Легенда гласит, что подобный дуб был в Хайлигенбайле (Мамоново). «Несмотря на перенос Ромове в Надравию, где его и отметил в начале XIV в. Петр из Дусбурга, поклонение священному дубу сохранилось и близ древнейшего Ромове на месте последующего города Хайлигенбайль». Уничтоженноевармийским епископом Ансельмом в 1301 г. местное святилище с дубом именовалось Schwentomest, т. е. - "священный город"3. С1301 года начинается немецкий период в истории поселения. “Свентемест” в переводе на немецкий звучало как “Хайлигенштетте”.

Поэтому, дав поселению городские права, его нарекли “Хайлигенштадт”. Но прусский язык был ещё жив - как жива была и легенда о священном дубе и о топоре, который будто бы зарыт в священной земле. Таким образом, сначала название трансформировалось в “Хайлигенбиль”  (“билль” - искаженное прусское “пил”, т.е. крепость), а позднее,  вместо “билль” возникло слово “байль”, т.е. секира. В итоге получился  Хайлигенбайль, т.е. Священная секира4.

Русский историк Николай Карамзин так писал историю о дубе и топоре: “Тут возвышался некогда величественный дуб, безмолвный свидетель рождения и смерти многих веков, дуб - священный для древних обитателей сей земли. Под мрачной его тенью обожали они идола Курхо, подносили ему жертвы и славили его в диких своих гимнах. Немецкие рыцари,<...> покорив мечом Пруссию, разрушили алтари язычества и на их развалинах воздвигли храм христианства... Долгое время не могли срубить дуба <...> топоры отскакивали от толстой коры его, как от жёсткого алмаза, но, наконец, сыскался один топор, который разрушил очарование, отделив дерево от корня, и в память победительной секиры назвали сие место  Хайлигенбайль”.

На гербе Хайлигенбайля, а теперь и современного г. Мамоново можно видеть изображение тех самых топоров, которыми было срублено священное дерево.

Герб Хайлигенбайля (В XV веке появились перекрещённые секиры (этот символический образ просуществовал на городских печатях вплоть до 1938 года). Герб г. Мамоново (слева направо)

По мнению В.И. Кулакова и А.А. Валуева, Ромове было разрушено в 1010 году польским князем Болеславом Храбрым. Болеслав мстил за убийство в 997 году пражского епископа Адальберта, более известного в Польше под именем Войцех.

В более позднее время на этой территории была резиденция  знатного прусса Гедуне, который считался ак¬тивным сторонником Тевтонского ордена, за что и получил от него значительные земель¬ные владения. Его поместья лежали вокруг Хайлигенбайля (Мамоново), охватывая древнее поле, деревню (предположительно Latainerberg/Plettinenberg). В XVIII в. из прусского названия «Плеттиненберг» возникло иное наиме¬нование крепости - «Латайнерберг» (Гора латинян). К.Н. Скворцов связывает это название с латинской школой в Хайлигенбайле, так как гора была излюбленным местом отдыха и буйных развлечений студентов. А.П. Бахтин считает, что, скорее всего, это просто новое звучание прежнего названия «Плеттиненберг», трансформировавшееся в новую фонетическую форму «Леттиненберг». Последующие упоминания Латайнербергаотносятся ко времени Фридриха II (1740-1786 гг.) и наполеоновским войнам. 

В нацистский период в Ромове располагалось лесничество и охотничий домик, который был передан  ведомству Генриха Гимлера.  С тех времён сохранился камень со свастикой.  Во времена Второй мировой войны на эта территория стала театром боевых действий:

«…Вопреки всякой военной логике, словно в насмешку, Четвертой армии, обращенной тылом к заливу и плохо снабжавшейся, было приказано продолжать бои, вместо того, чтобы подтянуть ее к Данцигу или Кенигсбергу. Генерала Госбаха сменил генерал Вильгельм Мюллер, следовавший букве приказа Гитлера. В результате, связь не удалось установить ни с Данцигом, ни с Кенигсбергом, и вся Четвертая армия теперь шла навстречу своей судьбе. После прорыва противника на обоих ее флангах эта армия была постепенно задушена в непрерывном окружении, а потом окончательно уничтожена у Фришского залива в районе Хайлигенбайль – Бальга»5.

Стоит так же отметить, что на территории Ромове с 1976 года  и до недавнего времени располагался зоологического заказника регионального значения («Новосёловский»). В месте прусского духовного центра  с богатой историей обитают редкие и особо охраняемые виды птиц – чёрный аист, малый подорлик и коростель.

 


1 Каталог археологических объектов и предметов, расположенных на территории Калининградской области, прилегающей к Куршскому и Вислинскому заливам. Авторы-составители: Е. А. Костык, В. И. Кулаков. Под редакцией Е.Г. Кропиновой, А. В. Беловой // По материалампроекта 2007/140-475 «Территория заливов: культурные и исторические перекрестки народов юго-восточной Балтики». 2007, с.11

2 Каталог объектов культурного наследия Калининградской области. Памятники археологии. Памятники искусства. Досоветский период. Советский и позднейший период. Указатель. Под ред. А.М. Тарунова. Вып. 6, т.ΙV. – М., 2005, с.23-24

3 В.И.Кулаков. История Пруссиидо1283 года. М.:"Индрик", 2003, с.198

4 Якшина Д. СВЯЩЕННАЯ СЕКИРА. Неверным жёнам в Хайлигенбайле отрубали головы.// Еженедельная общественно-политическая газета «Новые колёса»,01.10.2009. http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=18004 дата последнего обращения – 24.03.2013.

5 Ляш О. Так пал Кёнигсберг. Москва, 1991. http://militera.lib.ru/memo/german/lasch/02.html дата последнего обращения - 23.03.2013.


Ромове. Археологическое исследование. А.О. Мържинскаго. (нажмите чтобы скачать книгу)